Масштаб и равновесие в фотографии

20:32 | Статья, Фототехника Автор: PhotoHistory

Масштаб и равновесие в фотографии

В фотографии полезно руководствоваться общепринятыми правилами композиционного построения. Однако и нарушение правил нередко позволяет создавать самые настоящие шедевры фотоискусства. Самым главным для фотографа является установление оптимального соотношения формы, линии и цвета, которые бы помогали бы донести до зрителя замысел автора и суть изображения.

Таблица

Таблица

Само собой разумеется, что равновесие в фотографии означает симметричность изображения. Умело размещенные различные по интенсивности и размеру цветовые пятна, очертания предметов создают впечатление изобразительного равновесия.
Великолепные результаты дает умелое применение правила «золотого сечения» в фотографии. Основоположниками этого правила считаются знаменитые древнегреческие ученые Пифагор и Евклид, а на практике оно стало широко применяться еще художниками эпохи Возрождения.

Не будем углубляться в дебри теории, отметим только суть: в любой картине или фотографии имеются четыре точки – так называемые «зрительные центры», которые расположены на расстоянии 3/8 и 5/8 соответственно от краев плоскости. И внимание зрителя в первую очередь всегда невольно обращается именно на эти особые точки, независимо от формата фотоснимка или картины.

При съемке пейзажных фотографий большое значение имеет размещение линии горизонта. Горизонт, находящийся посредине, делает фотоснимок весьма статичным. В то же время линия горизонта, расположенная примерно на расстоянии 1/3 от низа или верха фотографии, обеспечивает достаточное равновесие, оживляет композицию и придает ей определенную динамичность.

Объектив фотоаппарата способен изменять видимые размеры предметов. Видимое соотношение предметов в значительной степени зависит от точки съемки. Для правильного восприятия фото необходимо обозначить масштаб, что позволит правильно показать размер размещенных в кадре предметов относительно друг друга. Зритель может безошибочно определить масштаб снимка, только увидев какое-либо знакомое изображение – например, человека либо животное.

Самый простой и распространенный способ достижения равновесия в кадре – кадрирование. Имеющиеся общепринятые форматы фотографий не следует воспринимать как некую догму. В некоторых случаях, при отступлении от стандартных размеров фотоснимков, можно добиться впечатляющих успехов. Поэтому полезно предусматривать определенную часть кадра для возможного последующего кадрирования. Всегда следует помнить, что избыточная информация не улучшает фотографию, а портит общее зрительское восприятие.

Для обсуждения статьи пройдите по ссылке – Равновесие в фотографии

Похожие записи: